Имя княгини Марии Тенишевой и ее усадьба Талашкино в 18 километрах от Смоленска сопоставимы с фигурой Саввы Мамонтова и его Абрамцевым. Мария Клавдиевна Тенишева (1858-1928) была незаконнорожденной дочерью дворянки Пятковской, её отцом был чуть ли не Александр II. Природа наградила её красотой, фантазией и умом, талантом и большой мечтой. Счастье к княгине пришло со вторым браком, когда она вышла замуж за князя ВячеславаТенишева - крупного предпринимателя, а также музыканта и археолога-любителя. Общество считало брак неравным, родные мужа отказались вписать её в родословную князей Тенишевых, но супруги жили отлично. У неё появилась любовь, поддержка и финансовая основа для всех проектов, у него - необычная жизнь в Талашкино, воплощение фантазии и мечтаний супруги. Делом жизни Тенишевой стало Талашкино. Это, по выражению Николая Рериха, «художественное гнездо», покоилось на трёх китах: просветительство, развитие сельского хозяйства, возрождение традиционной народной культуры.Усадьбу Тенишевы купили в 1893 году. Там появляется значительный центр российской художественной жизни, аналогичный подмосковному Абрамцево. Здесь творили Врубель, Рерих, Александр и Альберт Бенуа, Нестеров, Коровин, Репин, скульптор Паоло Трубецкой, композиторы В. В. Андреев и Игорь Стравинский и многие другие., Мария Клавдиевна, кроме того, что была общественным деятелем и основательницей художественно-промышленных мастерских в собственном имении, обладала великолепным художественным и музыкальным вкусом (у неё было прекрасное сопрано), чувствовала и любила искусство. Её знали как художницу-эмальера, педагога, меценатку и коллекционера. Она основала художественную студию в Петербурге, Рисовальную школу, Музей русской старины в Смоленске, а также ремесленное училище, столовую и клуб для рабочих завода в Бежице. Княгиня совместно с Саввой Мамонтовым финансировала издание журнала "Мир искусства", материально помогала многим личностям "Серебряного века". Спустя год покупается хутор Флёново, рядом с Талашкино, где возводится «Теремок» - постройка 1901 года в стиле русского модерна, украшенная резьбой по мотивам русских былин, - это детище художника и архитектора Сергея Малютина (кстати, автора матрёшки). Сначала в "Теремке" размещалась школьная библиотека, а потом - вышивальная мастерская. Тенишева создала школу для крестьянских детей - одноэтажное здание с мезонином, когда-то это был усадебный дом Краснополянских. Обучение было бесплатным, неимущим предоставлялся пансион, одежда и обувь. Мальчики охотно учились, а девочки стеснялись.Их привлекали возможностью сшить себе сарафан или другую одежду, но, получив готовое платье, дeвoчки чacто иcчезaли. Дeти изучали русский язык, арифметику, географию, закон Божий, физику и химию. И одно из ремёсел: девочки обучались рукоделию, а мальчики по выбору занимались столярно-плотничьим, шорным, кузнечным или гончарным делом.Будущие крестьяне могли ремонтировать и изготавливать вещи, нужные в хозяйстве. Обучение велось и по садоводству, земледелию, огородничеству, пчеловодству с обязательной летней практикой. Обучение в тенишевской школе готовило детей к ведению своего хозяйства, поступлению в Сельхозакадемию и к работе управляющими в имениях. Храм Святого Духа в Талашкино был построен с 1900 по 1905 год по проекту Марии Тенишевой, Суслова, Барщевского, Малютина. Автор внутренних росписей (практически не сохранившихся) и мозаики над входом в церковь «Спас Нерукотворный» — Н. К. Рерих. Храм украшался Н.Рерихом о с 1908 по 1914 год. Рерих был приглашен для росписи церкви после окончания строительства и согласования деталей. Росписи храма были признаны не соответствующими православным канонам, из-за чего церковь не была освящена. В 1903 году в усыпальнице храма нашел последний покой князьТенишев, но в 1923 году церковь была разорена, из-за чего останки князя пришлось перезахоронить на деревенском кладбище. В советское время на территории церкви располагался склад зерна, которое засыпалось в грузовики прямо через окна церкви. При этом царапались ценные росписи, и ни одна из них не сохранилась до сегодняшнего дня. Понять, каков был внутренний стиль храма , можно лишь по фронтальной части церкви, расписанной Рерихом, где сохранилась смальтовая мозаика «Спас Нерукотворный». Если бы росписи храма уцелели, то сегодня Церковь Святого Духа была бы одной из уникальнейших в России.

Теги других блогов: усадьба Талашкино Мария Тенишева